?

Log in

No account? Create an account
Образы - Белые слова [KAPACb] [ДАЖДЬ] [Анти-Синтон] [Фото] [TheQuestion] [DomEconom] [Ticketland] [ВКонтакте] [FaceBook] [Спрашивалка]
March 12th, 2012
01:54 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Образы
Про образы в искусстве (ограничимся литературой) говорят весьма много (...по признаку нестандартности образов: штампованная, заезженная, плагиатированная, со свежими образами (наличие свежих образов: нет, единичные в поле зрения, скопления, много, покрывают все поле зрения)...), но мне, человеку простому, как-то не совсем ясно что это такое.

Поэтический словарь Квятковского приводит определение К.Маркса художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений «по законам красоты» и тут же определение Н.Г.Чернышевского: В прекрасном идея должна нам явиться вполне воплотившейся в отдельном чувственном существе; это существо, как полное проявление идеи, называется образом». Первое "существо" явно обитает в самом произведении, со вторым это не очень понятно, и мне кажется что речь идёт о двух немножко разных вещах.

Есть математическое понятие образа как результата некоего действия, преобразования, отражения. В литературном творчестве речь идёт прежде всего о двух действиях. Первое - действие некой реальности (действительной либо идеальной, воображаемой и т.п.) на произведение в процессе его формирования.Оно создаёт для каждого объекта реальности образ, который можно увидеть, просто выписав все слова произведения относящиеся к данному, как это и делали отдельные дотошные филологи XX века. Естественно, образы разных объектов будут пересекаться, а для чего-то останется сказать, что всё произведение - его образ.

В этом случае мы вспоминаем, что литературные произведения состоят из предложений, предложения из слов. Образ - это единица какой-то дополнительно существующей структуры.

Второе действие - это действие произведения на читателя, создание в его сознании того, что называется образом в философии, поселение тех самых "чувственных существ"в читательских чувствах. Читатель получает представление о неких объектах новой реальности - реальности данного произведения - в соответствии с авторским замыслом. Литературная энциклопедия приводит пример: ...в «Матери» Горького образ Ниловны раскрывает процесс превращения стихийного недовольства рабочих масс в сознательную революционную борьбу Но сама Ниловна - образ: Горький отражает свои идеи в произведении так, что они выглядят отражением некоего человека.

Первое можно сравнить с действительным изображением в оптике - местом, куда сходятся лучи, второе - с мнимым, местом, откуда воображаемые продолжения лучей расходятся.И в темах школьных сочинений под образами понимаются разные вещи, образ народной России в поэме "Мёртвые души" это одно, а образ Фамусова в комедии "Горе от ума" - совсем другое.

(Антитезис: а почему совсем? с какого-то момента реальные и специально придуманные сущности в тексте действуют неразличимо одинаково)

Что же тогда такое "нестандартные образы"?

В первом случае - это описание реальности не теми словами, которые они описываются в обычной речи, а какими-то более или менее неожиданными. В качестве примера напрашивается известное восьмистишие Гёте - Лермонтова, о котором я только недавно узнал, что оно, оказывается, про смерть:

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.


Во втором - создание даже может, не нестандартной, но повёрнутой неожиданным образом вещи в реальности произведения. Нестандартно выражающей какие-то идеи, но - совершенно не требующей особенного словесного выражения. В качестве примера - "Маруся" Ольги Чикиной, целиком состоящая из простейших бытовых реплик и при этом совершенно чёткая и яркая:

С утра упала штукатурка
В мою удобную кровать.
Соседи сверху - два придурка.
Я ненавижу так вставать.

Но встала. Взвесилась. О Боже,
Все те же восемьдесят шесть.
Я ненавижу это тоже.
Сегодня буду мало есть...


И то, и другое - замечательная поэзия с нестандартными образами, но при этом - очень разная. Разная потому, что "нестандартные образы" здесь - в разном смысле.
Или мне только кажется?

Upd. Разница как раз простая: где у Гёте и Лермонтова метафора, у Чикиной метонимия; вот писали где-то, что Пастернак метафоричен, а Мандельштам метонимичен, ладно бы с ними, скоро на метафору вообще будут смотреть как артефакт нравоучения, ненужный кусок Крылова и Голливуда. Так образ - это только "область определения" метонимии - или часть её результата тоже? Маруся - образ или не образ? а её соседи, весы и нагота?....

Tags:

(Leave a comment)

KAPACb Powered by LiveJournal.com